Тренировки и движение

Основы: умные силовые тренировки

Эти советы экспертов помогут новичкам заниматься безопасно и эффективно, а профессиональным атлетам — добиваться новых высот в своей карьере.

Пять советов для силовых тренировок

Поднять вес. Опустить. Повторить. Силовые тренировки кажутся простыми, если наблюдать за людьми в спортзале. Однако чтобы добиться реальных результатов и при этом не навредить себе, нужно смотреть шире. Так считает Райан Флаэрти, старший директор Nike по спортивной подготовке и член совета Nike Performance Council, работающий с атлетами мирового уровня.

Райан тренировал нескольких звездных атлетов, среди которых были Серена Уильямс, Брукс Коепка и Сакон Баркли. Когда дело касается подъема весов, он советует обратить внимание на пять основных принципов, которые помогут новичкам тренироваться безопасно и эффективно, а профессионалам — брать новые высоты.

  1. Разминка
    Самый важный этап силовых тренировок, его необходимо выполнить до того, как ты прикоснешься к весу. Цель этого этапа очевидна из его названия: разминка повышает температуру тела, поступление кислорода и крови к мышцам, повышает энергичность и диапазон движений, необходимых для тренировки. Причем чем интенсивнее тренировка, тем дольше должна быть разминка. Но обычно разминка занимает от 5 до 15 минут и состоит из нескольких динамических упражнений, таких как шагающие планки с отжиманием, шагающие выпады с вращением и прыжки со скакалкой в течение минуты. Нужно как следует вспотеть. Затем в начале тренировки необходимо выполнить несколько разогревочных подходов и только потом приступать к подъему весов, постепенно увеличивая вес так, чтобы мышцы успевали адаптироваться к нагрузке.
  2. Техника превыше всего
    Ты не будешь получать травмы, а результат будет качественным, если твоя техника правильно поставлена. При выполнении упражнений на нижнюю часть тела нельзя сводить колени, их нужно держать на одной линии — по центру носка каждой стопы. При выполнении упражнений на верхнюю часть тела грудная клетка должна быть приподнята, а плечи — разведены и опущены. И независимо от вида упражнений мышцы кора должны быть всегда задействованы, а живот — втянут. Помимо этих общих рекомендаций, существуют методики для каждого упражнения — со своими особенностями. Если у тебя появились вопросы, советуем проконсультироваться с профессиональным тренером или найти другой достоверный источник информации по нюансам техники.
  3. Программа для прогресса
    Если ты не знаешь, как поднимать веса или делать определенные упражнения, советуем начать с трех подходов по 10 повторений в течение первой недели тренировок. Помни, что когда упражнение начинает даваться легко, пора увеличить нагрузку. По мере того как твоя сила будет расти, нужно будет повышать сложность упражнений, чтобы реализовать свои возможности по максимуму. Можно добавить вес, либо увеличить количество подходов или повторов, либо изменить темп выполнения упражнения (далее об этом подробнее). Все эти варианты помогут твоим мышцам развиваться.
  4. Начни с темпа
    Когда почувствуешь готовность перейти на новый уровень, в первую очередь, обрати внимание на темп выполнения упражнения. Более медленный темп движений увеличивает «время под напряжением» (ВПН), то есть период нахождения мышц под нагрузкой. В медленном темпе мышцам приходится работать интенсивнее. В некоторых упражнениях тебе придется задействовать даже мышцы-стабилизаторы, чтобы сохранять равновесие и контролировать положение тела. Однако вместо равномерного замедления всего цикла движений раздели упражнение на две части. Выполняй положительную (подъемную) часть немного медленнее обычного, чтобы задать темп, но выполняй отрицательную (опускающую) как минимум в два раза медленнее, чем подъемную часть. Например, если ты выполняешь приседание, то опускание должно занять три секунды, а возвращение в положение стоя — одну секунду.
  5. Сохраняй осознанность
    Во время интенсивных подходов постарайся контролировать дыхание. Или во время сложных упражнений, например становой тяги, проговаривай про себя название каждой группы мышц по мере ее активации: пресс, широчайшие мышцы спины, ягодичные, квадрицепсы, задняя поверхность бедра и так далее. Сосредоточься на текущем моменте, поскольку осознанность влияет на каждый аспект тренировки. Ты начнешь чувствовать, когда твои мышцы уже хорошо разогреты или когда ты можешь сделать еще несколько повторов. Возможно, ты станешь с большим желанием выполнять последний подход. Почти наверняка твоя физическая форма улучшится. И что самое важное, сам процесс начнет приносить больше удовольствия, а это будет мотивировать тебя брать веса снова и снова.

Связанные истории

Укрепляй мышцы сердца и бегай всю жизнь

Советы

Влияние бега на сердце

Влияние периода восстановления организма на иммунную систему

Советы

Восстановление и иммунитет

Как стать быстрее?

Поддержка тренеров

Ускоряйся с комфортом

Что такое эталонное тестирование и как его использовать?

Поддержка тренеров

Тестирование на пути к целям

Нужно ли делать перерывы во время тренировки?

Поддержка тренеров

Сделай перерыв во время тренировки

Coaching

The Fundamentals: Smarter Strength Training

This expert-backed advice can help beginners lift safely and effectively, and pro athletes make progress deep into their careers.

5 Tips for Smarter Strength Training

Lift a weight. Lower it. Repeat. Strength training can look simple if you’re just touring the gym. But to make real progress—and stay safe doing it—you need to look at the big picture, says Ryan Flaherty, Nike Senior Director of Performance and a Nike Performance Council member who specializes in elite athlete performance.

Flaherty has trained some of sport’s biggest superstars, including Serena Williams, Brooks Koepka and Saquon Barkley. When it comes to lifting, he focuses on these five fundamental concepts that can help beginners train safely and effectively, and pro athletes make progress deep into their careers.

  1. Warm Up
    The most important part of a strength workout happens before you even touch a weight. The purpose of a warm-up is just like it sounds: to raise your core body temperature and send more oxygen and blood to your muscles, increasing the energy and range of motion needed for your session. The harder your workout, the longer your warm-up should be. But typically, you can aim for five to 15 minutes of a few sets of dynamic exercises, such as walking planks with a push-up, walking lunges with rotation, and a minute of jumping rope. Sweaty? You should be. As you get into your workout, do a couple of warm-up sets before each lift, gradually increasing the weight, to make sure your muscles are prepared for load.
  2. Prioritize Technique
    You’ll stay safer and get better results when your technique is sound. For any lower body exercise, don’t let your knees collapse toward each other; keep them aligned over the middle toe of each foot. When it comes to upper-body movements, keep your chest lifted and your shoulders back and down. And no matter what you’re doing, activate your core by drawing your belly button into your spine. Besides these general guidelines, there are techniques for every exercise—and then some. When you have questions, seek out a trusted pro or source to coach you through the specifics.
  3. Program for Progress
    If you’re new to lifting or a particular movement, you could start with three sets of 10 reps during your first week. Keep in mind that once a movement starts to feel easy, it’s probably time to step it up. As you get stronger, you’ll want to increase the difficulty to match your abilities. You can either add weight, add volume (by upping your reps and/or sets), or adjust your tempo (more on this next), all of which can help you build muscle.
  4. Start With Tempo
    When you’re ready to take it to the next level, focus on tempo first. Slowing down your movement prolongs time under tension (TUT), which is how long a muscle is under strain for during a rep. At a slower pace, your muscles have to work harder for longer. Depending on the exercise, you may even tap into supporting muscles to help you stay balanced and in control. But rather than slowing everything evenly, break down your lift into two parts. Do the positive (lifting) part just slow enough to maintain good form, and slow down the negative (lowering) part so it lasts at least twice as long. For example, if you’re doing a squat, you might take three seconds to lower yourself and just one second to return to standing.
  5. Stay Mindful
    Next time you take on a heavy set, tune in to each breath. Or, during a compound movement like a deadlift, name each muscle as it activates (abdominals, lats, glutes, quads, hamstrings, etc.). Focusing on the present moment, or being mindful, during your workout affects every aspect of it. You may know when you’re all warmed up or when you’ve had enough. You might have more willpower for that last rep. You’ll almost certainly improve your form. And maybe most importantly, you’ll enjoy the experience more—and that’s what can motivate you to pick up those weights again and again.

Related Stories

Strengthen Your Heart & Run for a Lifetime

Coaching

Run For Your Health

How Recovery Affects Your Immune System

Coaching

How Recovery Affects Your Immune System

How Can I Get Faster?

Coaching

Push Your Pace Without Pushing Yourself

What Are Benchmark Workouts — And How Do You Use Them?

Coaching

Hit a Training Goal With One Test

Should I Take a Break During My Workout?

Coaching

Take a Break During Your Workout