Поддержка тренеров

Как настроить биологические часы для улучшения сна и повышения энергии

Узнай, как выбрать оптимальное время для тренировок и приемов пищи, и как это влияет на сон и результаты в спорте.

Как настроить биологические часы для улучшения сна и повышения энергии

Не у каждого циркадный ритм точно соответствует 24 часам. Твой ритм может быть 23 или 25 часов. У некоторых биологические часы работают в более коротком 20-часовом цикле. Это объясняет, почему одни люди — совы, другие — жаворонки, а у некоторых постоянно нарушен суточный ритм.

Оказывается, эти особенности объясняются генетикой.

У каждого человека есть главные часы, которые настраивают все индивидуальные часы в организме (в мышцах, печени, желудке и т. д.) на основе 24-часового цикла Земли и задают им определенные действия. Каждый из этих механизмов регулируется белками, в том числе основным белком PER. Рассинхронизация этого белка может привести к переходу на 23-часовой или даже более распространенный 25-часовой цикл. Исследователи из различных университетов, включая Калифорнийский университет в г. Санта-Круз (UCSC), недавно обнаружили, что люди с определенными генетическими мутациями в энзиме (казеин-киназа 1) могут жить даже по 20-часовым циклам.

В этом случае даже при идеальном сне в течение семи или более часов, нарушения циркадного ритма (т. е. несоответствие циклам дня и ночи Земли) вызывают множество проблем со здоровьем. Главная мысль? Твои часы будут изо всех сил стараться самостоятельно настроиться на земной ритм, но если твои циклы намного короче, наверстать упущенное просто невозможно, поскольку дезорганизация происходит на молекулярном уровне. «Ты словно постоянно переживаешь смену часовых поясов», — говорит доктор наук Кэрри Парч, доцент кафедры химии и биохимии в UCSC и главный автор исследования.

Хорошая новость заключается в том, что ученые считают, что генный вариант, который заставляет людей жить по 20-часовому циклу, встречается редко (примерно один случай на миллион). Скорее всего, такой ген есть только у тех, кто постоянно ложится спать в 7 вечера и просыпается в 4 часа утра даже на выходных. Это особенность, с которой человек родился и которая влияет на сон даже у ребенка, хотя и не проявляется до подросткового или более старшего возраста, когда мы начинаем сами контролировать время сна.

«Чтобы изменить циклы или настройки времени твоих биологических часов, следует обратить внимание на образ жизни, особенно на график тренировок и питания. Это поможет перевести время на твоих часах назад или вперед в зависимости от поставленной цели».

Карин Эссер, доктор наук, профессор и заместитель директора по программам Института миологии Университета Флориды

«Значительно укороченный цикл сигнализирует о преждевременном выбросе мелатонина, гормона сна. Таким образом, ты устаешь очень быстро, — говорит Кэрри. — А потом просыпаешься до фактического начала дня».

Короткие ли у тебя или длинные циклы, важно не позволять им перестраивать твои биологические часы. «Чтобы изменить циклы или настройки времени твоих биологических часов, следует обратить внимание на образ жизни, особенно на график тренировок и питания. Это поможет перевести время на твоих часах назад или вперед в зависимости от поставленной цели», — считает Карин Эссер, доктор наук, исследователь взаимосвязей между циркадными ритмами и скелетными мышцами, профессор и заместитель директора по программам Института миологии Университета Флориды.

Исследования по изучению связи между биологическими часами и тренировками пока не завершены. Но если ты чувствуешь, что силы на исходе уже в 8 вечера, вероятно, стоит проводить тренировки днем. Дело в том, что физические упражнения могут влиять на твои биоритмы и задерживать выброс мелатонина, как считает Карин. Если не удается уснуть до полуночи, проводи тренировку в утренние часы (предпочтительно на открытом воздухе). В результате циркадные сигналы о необходимости лечь спать должны сместиться на более ранее время. «Нам повезло, что часы наших мышц очень отзывчивы к тренировкам и могут подстраиваться под заданный график. Таким образом, твои мышцы привыкают к любым изменениям в расписании, — говорит она. — После этого они будут работать лучше, поэтому в конце концов ты сможешь достичь аналогичных и даже более высоких результатов».

Карин также считает, что независимо от индивидуальных часов, нам необходим завтрак, обед и ужин в течение 10-часового периода времени, который наилучшим образом соответствует световому дню. Если ты просыпаешься в естественном освещении и ограничиваешь использование гаджетов (телефон, телевизор и ноутбук) по вечерам, ты сможешь свести к минимуму проблемы с мелатонином.

«Нам предстоит еще многое изучить, но уже сейчас известно, что наши биологические часы индивидуальны и контролируют практически все процессы в нашем теле», — говорит Кэрри. Чем больше внимания ты уделяешь своим биологически часам, тем выше вероятность того, что именно ты будешь контролировать время приема пищи, тренировок и сна.

Связанные истории

Наука здорового сна

Советы

Основы: наука здорового сна

6 способов проснуться с бодрым духом и в отличном настроении

Советы

Шесть способов просыпаться в отличном настроении

Как мышление влияет на качество сна?

Советы

Как настроить мозг на здоровый сон

Как стать быстрее?

Поддержка тренеров

Ускоряйся с комфортом

Как научиться засыпать в нужный момент

Поддержка тренеров

Научись засыпать, когда нужно

Coaching

How to Regulate Your Body Clock for Better Sleep and More Energy

Not everyone’s circadian rhythm is a flat 24 hours. Yours could be 23 or 25. Some body clocks operate on a much shorter 20-hour cycle. This explains why some people are night owls, others are early birds, and a few of us feel permanently jet-lagged.

It turns out there’s a genetic explanation.

Regulate Your Body Clock for Better Sleep & More Energy

Everyone has a central clock that tells all the individual clocks within their body (the one in your muscles, liver, stomach, etc.) what time it is based on Earth’s 24-hour cycle and how to act accordingly. Each of those clocks are regulated by clock proteins, including a major one called the PER protein. When that protein is out of sync, it can throw you into a common 23-hour clock rhythm or an even more common 25-hour clock rhythm. Researchers at universities including the University of California Santa Cruz (UCSC) recently discovered that people with certain genetic mutations in an enzyme (called casein kinase 1) can even be thrown into a 20-hour clock rhythm.

Even though people on these schedules often still get the ideal seven or more hours of sleep, a disrupted circadian rhythm—or living out of tune with the Earth’s day and night—has been linked to a host of health issues. The thinking? Your clock will try very hard to align to the Earth on its own, but if yours is that much shorter, you can never really catch up, creating disarray on a molecular level. “It’s like living with perpetual jet lag,” says Carrie Partch, PhD, an Associate Professor in the Department of Chemistry and Biochemistry at UCSC and the study’s lead author.

The good news is that scientists believe this gene variant that makes people run on a 20-hour clock is rare (like, one in a million). Only people who go to bed around 7 pm and wake up around 4 am, even on weekends, likely have it. It’s a variation you’re born with and one that can affect your sleep cycle even as a child, though you might not notice until your teens or later, when you have more control over your bedtime.

“Your lifestyle—particularly when you train and when you eat—can be modified to shift the phase, or time settings, of your body clocks to peak earlier or later in the day depending on your goal.”

Karyn Esser, PhD, Professor and Associate Program Director at the University of Florida’s Institute of Myology

“Having a dramatically shorter clock means your melatonin release, which prompts your body for sleep, peaks much earlier, so you’re tired well before you should be,” says Partch. “Then you wake up before the day has really started.”

Whether your clock’s short or long, you don’t have to let it dictate how you tick and tock. “Your lifestyle—particularly when you train and when you eat—can be modified to shift the phase, or time settings, of your body clocks to peak earlier or later in the day depending on your goal,” says Karyn Esser, PhD, a Professor and Associate Program Director at the University of Florida’s Institute of Myology and a leading researcher on the relationship between circadian rhythms and skeletal muscle.

Research on body clocks and training is still in progress. But if you feel wiped by, say, 8 pm, you would probably benefit most from an afternoon workout. That’s because exercise can shift your body clocks, which can delay the onset of melatonin, says Esser. If you struggle to get to sleep before midnight, a morning session—preferably an outdoor one—should align your circadian cues for sleep onset to peak earlier in the day. “The nice thing is that your muscle clocks are very responsive to exercise and can adjust to the training schedule you set forth, so your muscles will get used to any scheduling changes,” she says. “As they do, they’ll perform better, so you should eventually see similar, if not greater, results.”

Regardless of your personal clock, you also want to eat breakfast, lunch, and dinner within a 10-hour time frame that best matches the hours of sunlight, adds Partch. Exposing yourself to natural light as soon as you wake and limiting blue-light screens (your phone, TV, and laptop) after dark to minimize melatonin disruption helps too.

“There’s so much more to learn, but it’s fascinating to know that we all operate on our own clock, which controls practically everything in our bodies,” says Partch. The closer you pay attention to yours, the more likely you’ll feel more control over when you wake, eat, train, sleep—whatever it is you want to do with your time.

Related Stories

How to Trick Your Brain Into Better Sleep

Coaching

How to Trick Your Brain Into Better Sleep

The Science of Good Sleep

Coaching

The Fundamentals: The Science of Sound Sleep

Meditation for Better Sleep

Coaching

Meditate Tonight for Better Sleep

Create Your Own Bed Time Routine

Coaching

Create a Bedtime Ritual

Nail The Perfect Running Form

Coaching

Nail the Perfect Running Form