Эффективность упражнений с собственным весом

Поддержка тренеров

Полезны ли упражнения без снаряжения? Согласно экспертам, да — если ты знаешь, как повышать нагрузку. Вот план из трех этапов.

Последнее обновление: June 1, 2021
Насколько эффективны тренировки с собственным весом?

Если тебе приходилось пропускать силовую тренировку из-за отсутствия снаряжения, то ничего страшного. Но в следующий раз никаких оправданий.

Допустим, что человек весом 70 кг выполнил три подхода прыжков из приседа по 10 повторов — упражнение с двойной нагрузкой, которое укрепляет мышцы и сжигает калории. Может показаться, что он поднял 70 килограмм. Хотя, на самом деле, он поднял 2000 кг.

«При прыжке и приземлении мышцы подвергаются очень высокой нагрузке», — говорит Кристофер Минсон, доктор наук, профессор в области физиологии человека и соруководитель лаборатории экологической физиологии в Университете Орегона. Это нагрузка настолько высока, что интенсивных упражнений с собственным весом достаточно, «чтобы твои мышцы адаптировались к более тяжелым весам при занятиях в тренажерном зале», — говорит Кристофер.

Плиометрические нагрузки, или прыжки в быстром темпе, — не единственные высокоэффективные упражнения с собственным весом. В статье журнала Американского колледжа спортивной медицины говорится, что высокоинтенсивные тренировки без какого-либо снаряжения способствуют жиросжиганию и улучшают показатель максимального потребления кислорода VO2 Max (показатель аэробных способностей), а также мышечную выносливость наравне с тренировками с отягощением или еще эффективнее. Исследование, опубликованное в журнале The Journal of Strength and Conditioning Research показало, что отжимания могут быть такими же эффективными для укрепления и развития мышц верхней части тела, как и жим лежа. Исследование польских ученых продемонстрировало, что женщинам, которые на протяжении 10 недель тренировались исключительно с собственным весом, удалось развить мышечную силу и выносливость, а также повысить гибкость (по словам автора исследования, результаты должны быть аналогичными и для мужчин).

«Кроме того, поскольку обычно без снаряжения тренироваться легче, — говорит Кристофер, — то каждый повтор ты делаешь более качественно. А из-за того, что тебе не нужно поднимать вес, твой диапазон движений и проприоцепция (ощущение расположения конечностей в пространстве) улучшаются, позволяя двигаться быстро и без долгих раздумий. Это полезно во время занятий в зале, на поле или даже ходьбы по лестнице.

Проще говоря: среднестатистическому взрослому человеку достаточно собственного веса для нагрузки мышц без использования дополнительного отягощения. «Также существует много способов усложнить упражнения с собственным весом для постепенного повышения нагрузки на мышцы», — утверждает Кристофер. На самом деле, это ключевое условие для укрепления мышц и развития физической формы, с отягощением или без. Как это сделать, ты узнаешь дальше.

Среднестатистическому взрослому человеку достаточно собственного веса для нагрузки мышц без использования дополнительного отягощения.

Кристофер Минсон доктор наук, профессор в области физиологии человека и соруководитель лаборатории экологической физиологии в Университете Орегона.

С чего начать

Большая часть упражнений включает один из следующих шести элементов: приседание, выпад, наклон, отжимание, тяга и перемещение. «Начни с отработки этих базовых движений, чтобы в совершенстве освоить технику их выполнения, прежде чем приступать к более сложным упражнениям», — советует Майк Брэко, сертифицированный специалист по силовому тренингу и тренировкам на выносливость и спортивный физиотерапевт из Калгари, провинция Альберта.

«К примеру, ты можешь делать приседания первые три недели, болгарские сплит-приседания следующие три недели и приседания-пистолеты (на одной ноге) — еще три, делая упор на технику на каждом этапе», — говорит Майк. Что касается отжиманий, он рекомендует начать отжиматься с колен, затем выполнять отжимания на более высокой опоре, далее отжимания с отрывом ладоней в нижней позиции, обычные отжимания, отжимания с хлопком и, если ты сверхчеловек, отжимания в стойке на руках (когда ноги не касаются пола). Если на любом из этапов у тебя возникают проблемы с техникой, добавь больше повторов или подходов или же упрости упражнение, пока не сможешь двигаться дальше.

Если у тебя не получается придумать упражнения на тягу или перемещение, прояви креативность. Для упражнений на тягу попроси партнера или соседа помочь тебе создать сопротивление. (Да, это по-прежнему считается упражнением с собственным весом, даже если вас двое). К примеру, вы оба можете держаться за концы полотенца и тянуть его на себя. В качестве упражнения на перемещение выполняй медвежий шаг или шаг краба, чтобы дополнительно нагрузить верхнюю часть тела.

Как улучшать результаты

Теперь, когда ты знаешь основы, пришло время применить принцип повышения нагрузки на практике. Вот несколько советов, которые тебе в этом помогут.

  1. Поменяй схему повторов.
    Ты можешь выполнять более сложные упражнения с меньшим количеством повторов, а упрощенные вариации — с большим числом повторов. Или ты можешь совместить эти два способа: Майк рекомендует усложнять упражнения с каждым подходом, уменьшая количество повторов. Таким образом ты повышаешь степень нагрузки, сокращая количество повторов для сохранения идеальной техники.

    Например:
    Первый подход (на выносливость): 20–30 прыжков «лягушка» на месте
    Второй подход (на силу): 8–12 приседаний с трастерами
    Третий подход (на функциональность): 5 бурпи
  2. Меняй темп.
    «Согласно исследованиям, выполнение таких упражнений, как отжимания, на высокой скорости делает мышцы сильнее, поэтому старайся делать их на время», — советует Майк. Но не пытайся сразу сделать как можно больше, увеличивай скорость постепенно. Попробуй ускорять темп каждые 10 секунд, пока скорость не начнет сказываться на твоей технике.

    Ты также можешь замедлить темп, сфокусировавшись на эксцентрических движениях (фаза опускания в процессе движения, при которой мышцы растягиваются) или выполняя изометрические удержания, чтобы увеличить время напряжения мышц. Попробуй медленно опуститься в присед на 3 счета, затем подняться вверх на 1 счет или остаться в приседе в течение 15 секунд.
  3. Не делай перерывы.
    «Чтобы развить мышцы и заставить сердце активно работать, не останавливайся между кругами и подходами или делай перерыв, только когда тебе нужно восстановить дыхание», — говорит Майк. И лучше выполняй упражнения на время, а не на количество повторов. Например, выполни на время 5 подходов по 10 бурпи, 15 боковых прыжков в каждую сторону и 20 подъемов корпуса из положения лежа. (Нужно вдохновение? В приложении Nike Training Club ты найдешь десятки высокоинтенсивных тренировок с собственным весом, которые можно выполнять где угодно.)

    Увеличивая нагрузку таким образом, ты можешь бесконечно пробовать что-то новое и становиться сильнее с каждой неделей. Простые упражнения не должны быть скучными.

Связанные истории

Нужно ли делать перерывы во время тренировки?

Поддержка тренеров

Сделай перерыв во время тренировки

Влияние периода восстановления организма на иммунную систему

Советы

Восстановление и иммунитет

Влияние кетодиеты на тренировки

Советы

Влияние кетодиеты на тренировки

Что такое эталонное тестирование и как его использовать?

Поддержка тренеров

Тестирование на пути к целям

Продукты для оптимального восстановления после тренировок

Поддержка тренеров

Еда для восстановления мышц

Coaching

How Fit Can You Get From Bodyweight Exercises Alone?

Very, according to experts — as long as you know how to increase the challenge as your body adapts. Here’s your three-step plan.

Last updated: August 4, 2021
Are Bodyweight-Only Exercises Enough?

If you’ve ever skipped a strength workout because you had zero equipment to work with, no shame. But next time, no excuses either.

Let’s say a 150-pound person does three sets of 10 squat jumps, a twofer bodyweight exercise that builds strength and burns calories. You may think they’ve made 150 pounds go airborne. Really, they’ve hoisted 4,500 pounds.

“The forces exerted on the muscles when jumping and landing are incredibly high,” says Christopher Minson, PhD, a human physiology professor and codirector of the Exercise and Environmental Physiology Lab at the University of Oregon. So high, in fact, that just by doing explosive bodyweight exercises, “you’ll also help the muscles adapt to lifting heavier weights when you go back to the gym,” he says.

Plyometrics, or fast-paced jumping exercises, aren’t the only bodyweight moves that can offer big benefits. A feature article in the American College of Sports Medicine’s journal found that bodyweight-only high-intensity training can reduce body fat and improve VO2 max (a measure of aerobic fitness) and muscular endurance as much as or even more so than traditional weight training does. A study in “The Journal of Strength and Conditioning Research” showed that doing push-ups can be as effective as bench-pressing for increasing upper-body strength and muscle density. And a study by Polish researchers found that women who did just bodyweight training for 10 weeks improved muscle strength and endurance as well as flexibility (the study author says the results should be similar for men).

On top of all of that, when there’s no equipment to mess with, most people have an easier time fine-tuning their form, says Minson, which can help you get the most out of every rep. And because you’re not hauling weight, your range of motion and proprioception (knowing where your limbs are in space) tend to improve, allowing you to move quickly without overthinking it. That’s helpful for any kind of movement, whether you’re in the gym, on the field, or even going down stairs.

Plain and simple: The average adult has enough mass on their bones to challenge their muscles without adding weight. “There’s also a lot of opportunity for scaling up bodyweight exercises to continue progressively overloading the muscles,” says Minson. In fact, that’s the secret to getting stronger and fitter, weights or not. Keep reading to learn how.

The average adult has enough mass on their bones to challenge their muscles without adding weight.

Christopher Minson, PhD, a human physiology professor and codirector of the Exercise and Environmental Physiology Lab at the University of Oregon

Where to Start

Most exercises fall into one of these six foundational movement patterns: squat, lunge, hinge, push, pull and carry. Start off practicing basic versions of these, perfecting your mechanics before you advance them, says Mike Bracko, a certified strength and conditioning specialist and exercise physiologist in Calgary, Alberta.

For example, you could do air squats for three weeks, Bulgarian split squats the next three, then try pistol squats (one-legged squats) for the next three, focusing on your form at each stage, says Bracko. For push-ups, he suggests starting with your knees on the ground, then you could progress to incline push-ups, hand-release push-ups, standard push-ups, plyo push-ups, and then, if you’re superhuman, planches (where your feet are off the ground). If you struggle with your form at any step along the way, either add reps and sets or scale the movement down until you feel confident moving on.

If coming up with bodyweight pulling and carrying exercises leaves you stumped, get creative. For pulling movements, recruit your partner or roommate, who can provide resistance without actually adding weight. (Yes, it still counts as bodyweight training even if there are two bodies involved.) You could each hold the end of a towel and do rows, for instance. For carries, try a bear crawl or crab walk to “load” your upper body.

How to Progress

Once you’ve got the basics down, it’s time to put the overload principle to work. Here are some solid ways to do just that.

  1. Switch up your rep scheme.
    You can do tougher versions of a move for fewer reps or easier versions for more. Or you could work in a bit of both: Bracko recommends performing harder variations of an exercise as you decrease the reps for each set. That way, you’re upping the challenge while asking for less volume, so you can still nail your form.

    For example:
    Set 1 (for endurance): 20 to 30 frog hops
    Set 2 (for strength): 8 to 12 squat thrusts
    Set 3 (for power): 5 burpees
  2. Play with your tempo.
    Research shows that speeding up exercises such as push-ups can better develop muscle power, so see how many reps you can do within a set amount of time, suggests Bracko. But instead of going all out off the bat, increase your speed incrementally — say, picking up the pace every 10 seconds until you can’t go any faster without sacrificing your form.

    Or slow things down with eccentric training, where you emphasize the lengthening or lowering phase of an exercise, or even isometric holds to increase time under tension. Try slowly lowering into a squat for 3 counts, then shooting up for 1, or holding that squat for 15 seconds.
  3. Eliminate rest.
    To max out your muscles and get a cardio workout in, don’t break between rounds and exercises, or rest only as needed to catch your breath, says Bracko. And do your workout for time rather than reps. For example, see how fast you can get through 5 rounds of 10 burpees, 15 lateral bounds per side, and 20 sit-ups. (Need ideas? Check out the Nike Training Club app for dozens of bodyweight HIIT workouts you can do anywhere.)

    Each of these progressions gives you a ton of room to experiment and advance week after week. No one said basic had to be boring.

Related Stories

Should I Take a Break During My Workout?

Coaching

Take a Break During Your Workout

How Recovery Affects Your Immune System

Coaching

How Recovery Affects Your Immune System

What to Know About Training on Keto

Coaching

What to Know About Training on Keto

What Are Benchmark Workouts — And How Do You Use Them?

Coaching

Hit a Training Goal With One Test

What to Eat for Better Post-Workout Recovery

Coaching

How to Recoup With Food